Форумы:сообщения

Тема: Тенденции развития опор ЛЭП в России и за рубежом

Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам в данном форуме обсудить следующие вопросы: - Какие виды опор установлены на ваших участках ЛЭП. - Есть ли опыт работы с многогранными опорами? - С какими проблемами Вы сталкивались при монтаже и эксплуатации многогранных опор? - Как себя зарекомендовали многогранные опоры на Вашем предприятии? - Как Вы считаете, имеется ли необходимость внедрения новых видов опор в Российской энергетике?

Принять участие в обсуждении

История применения стальных многогранных опор в мировой практике насчитывает более 50 лет.
В России же, впервые многогранные опоры 220-500 кВ стали применять в Федеральной сетевой компанией (ФСК) с 2005 года.
В сравнении с обычными опорами они обладают рядом преимуществ:
- повышенной долговечностью,
- вандалоустойчивостью,
- существенно сокращают (в 10-15 раз) сроки монтажа.
Другим преимуществом многогранных опор является их адаптивность: современные технологии позволяют в кратчайшие сроки выпускать новые конструкции, оптимальные для конкретных условий прохождения линии электропередачи. Индивидуальный подход при проектировании позволяет экономить до 25% расхода материалов на конструкции опор ЛЭП.
Подробная информация по многогранным опорам находится во вложении к данному сообщению: 1. Многогранные опоры - общая информация. 2. Преимущества многогранных опор ЛЭП.
#18623 ()
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вопрос конструктивных и технологических решений для опор ВЛ, на самом деле, тема интересная и актуальная. Многогранные опоры, конечно, имеют массу преимуществ, и подтверждение тому их успешный опыт применения за рубежом уже в течении очень длительного времени.
Но прогресс не стоит на месте и хотелось бы обратить внимание на то, что в последнее время в мировой практике для строительства и ремонта ВЛ высокого и сверхвысокого напряжения предлагаются решения на базе опор из композитных материалов.
Разработка новых опор связанна с тем, что опоры на многогранных гнутых стойках (МГС), являющиеся последним достижением в линейном строительстве, отвечают не всем современным требованиям. Монтаж и ремонт в труднодоступной местности остается весьма сложной задачей, а высокая степень износа элементов ВЛ 110–750 кВ повышает актуальность разработки новых решений.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПОЗИТНЫХ ОПОР НА ВЛ 110–750 кВ
В настоящий момент рентабельность сооружения ВЛ высокого и тем более сверхвысокого напряжения на композитных опорах пока остается под вопросом. Наиболее рациональным шагом стало бы создание ремонтных опор аварийного резерва из композитных материалов. В рамках такой работы можно будет изучить особенности линий с композитными опорами и найти новые способы оптимизации конструкций.


#18624 ()

Многогранные опоры 21.08.2012 15:40:25

Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Стальные опоры (не считая решетчатых) обычно устанавливают в наших северных, болотистых местностях. В основном нефтяники на напряжения 6, 10, 35 кВ, так как это относительно дорогие опоры (их даже можно считать многоранными, так как в сечении они квадратные или круглые). Обычно для этого класса напряжения в городах, в сельской местности используют нам привычные железобетонные конструкции. По материалоемкости между решетчатыми и многоранными, я думаю разница небольшая, а преимущества налицо. Удивляет только почему они раньше не использовались в сетях с напряжением 110...500 кВ? И выглядят они очень эстетично!
#18626 ()
Дмитрий Анатольевич правильно обратил внимание на опоры из композитных материалов. Благодаря специфике моей работы (переподготовка персонала) довелось читать и про многогранные оцинкованные опоры и про композитные. Последние во многом выигрывают (прочность, легкость, дешевизна монтажа и эксплуатации). Срок службы композитных опор по официальным документам 40 лет.
#18627 ()

композитные опоры 27.08.2012 15:29:13

Длительное практическое использование самолетов, построенных с помощью композитных технологий показало, что они расслаиваются! Нужны дефектоскопические лаборатории, чтобы отбраковывать. Ну и стоимость их поболее, чем оцинкованная сталь! Хотя опора - не самолет, упала - многочисленных жертв не будет. Ну а монтаж многогранных опор из оцинкованной стали подобен монтажу композитных опор. Я думаю они вполне конкурентны между собой.
#18634 ()

Плюсы и минусы многогранных опор 110кВ при эксплуатации в условиях Тюменской области и Крайнего севера (частное мнение автора.) 04.09.2012 12:52:42

Здравствуйте коллеги, разрешите высказать свое частное мнение относительно удобства в эксплуатации многогранных опор, сложившееся из опыта эксплуатации некоторых типов многогранных опор (типа ПМО-110 и некоторых других).
Рассмотрим некоторые плюсы и минусы основных конкурентов, многогранных и решетчатых опор.
Преимущества многогранных опор в сравнении с решетчатыми опорами:
1.Более эстетичный внешний вид;
2.Возможность применения в стесненных условиях, например, плотной городской застройки;
3.Меньшая «база» опоры, а значит меньшая стоимость за аренду земли под опору;
4.Меньшая масса, а значит, экономия на транспортных расходах;
5.Значительно меньшее количество операций на сборку опоры;
6.Более простой в сооружении и по конструкции трубный (типовой) фундамент;
6.Некоторое уменьшение сроков и стоимости строительства (в основном за счет транспортных расходов и сборочных операций);
Недостатки многогранных опор в сравнении с решетчатыми опорами:
1.Большая стоимость опоры (около 30%);
2.Меньшая механическая прочность, в связи с чем, опоры надо делать либо более массивными (в этом случае речь об эстетике не идет), либо ставить опоры чаще, что с учетом стоимости опоры дополнительно приведет к удорожанию строительства;
3.Типовым фундаментом под многогранную опору является трубный фундамент (труба большого диаметра 800мм или более, заваренная снизу заглушкой и фланцевым соединением вверху под установку опоры) или сборный ж/б фундамент с фланцем. Оба фундамента предназначены и хорошо зарекомендовали себя для установки в грунты с хорошей несущей способностью, для болотистых обводненных грунтов со слабой несущей способностью, данный тип фундаментов не подходит, и потребует дополнительных затрат на его усиление, либо применение других типов фундаментов. Необходимо принимать во внимание тот факт, что опыта эксплуатации таких фундаментов в слабонесущих грунтах в условиях Крайнего Севера с промерзанием грунтов на глубину до 3-х метров, и последующим оттаиванием с обводнением в летний период нет, а значит, строительство таких фундаментов в тяжелых климатических и геологических условиях это – эксперимент, грозящий в случае его неудачи, колоссальными расходами в эксплуатации. Перестановка одной опоры ВЛ-110кВ в условиях Крайнего Севера стоит от 1000т.р. до 2500т.р., в зависимости от необходимости и возможности организации выноса одной из цепей на период ремонтных работ и условий подъезда к месту работ (удаленность от а/дороги, строительство переправы, зимника, отсыпки подъезных путей и пр.), а опоры 220кВ еще дороже. Несложно подсчитать, что при необходимости перестановки даже каждой десятой опоры выльется в эксплуатации в астрономические суммы с учетом транспортной составляющей. Для многогранных опор разработаны также фундаменты на основе типовых свай С-35 и ростверков, с переходным креплением под фланец, однако в этом случае, об экономии на транспортных расходах и сроках строительства говорить не приходится, они будут практически совпадать с затратами на сооружение обычного фундамента под решетчатую опору;
4.Кострукция опоры обеспечивает необходимую прочность только в случае отсутствия зазоров в сопряжениях и грозит внезапным разрушением при образовании таких зазоров. Опора из секций, состоящих из гнутого стального листа предполагают сварное соединение по всей длине секции и последующую сборку секций между собой путем, либо фланцевых соединений секций, либо с предварительным натягом низа одной секции на верх другой секции, и последующего болтового соединения секций (телескопический стык). Известны случаи (по данным ОРГРЭС), когда в процессе эксплуатации происходило расслабление места стыка секций, что приводило к значительному ослаблению конструкции опоры и ее внезапному разрушению, в связи с чем, места стыков многогранных опор можно отнести к ее узким местам (учитывая большие перепады температур в условиях Крайнего Севера от +35˚С до -60˚С и неминуемые температурные расширения/сжатия металла со временем приведут к ослаблению болтовых соединений и потере прочности опоры). При наличии тех же болтовых соединений в конструкции решетчатой опоры, ослабление даже большей части болтовых соединений не приведут к внезапному разрушению опоры, поскольку решетчатая опора собрана по принципу треугольных соединений, а треугольная конструкция является самой прочной из всех известных;
5.Многогранные опоры имеют крайне мало места для расположения и закрепления на траверсах опор персонала, в случае выполнения ремонтных работ, и представляются значительно более опасными в эксплуатации с этой точки зрения (помимо дополнительных вредных факторов, таких как отрицательные температуры и ветровые нагрузки, осложняющие работу персонала). Кроме того, в каталоге чертежей многогранных опор ОАО «РОСЭП» шифр 22.0099 от 2003г. в п.1.5 прямо сказано, что подъем на многогранные стальные опоры рекомендуется выполнять с телескопических вышек, т.е. наиболее удобным и безопасным способом работы на многогранных опорах является способ выполнения работ с АГП. В северных регионах (при отсутствии вдольтрассовых проездов и подъездных путей), основным способом выполнения работ на опорах ВЛ является подъем монтеров по телу опоры и работа с траверс с использованием вездехода в качестве тягового механизма. Закупка высокопроходимой техники с АГП с необходимой высотой подъема корзины, потребует применения в качестве агрегатоносителя, как минимум ДТ-10п или аналогичной техники. Это приведет к неоправданному и значительному удорожанию транспортной составляющей до 2-х раз или более (затраты на топливо, перебазировку и эксплуатацию ДТ-10п) в сравнении с более легкими вездеходами (типа ГАЗ-71, ГТТ, ТТМ) способными выполнить ту же работу.
6.Ремонтопригодность многогранной опоры значительно хуже решетчатой. Опора «держит» нагрузку пока она цельная и находится в напряжении (по аналогии с листом бумаги свернутым в трубку, если бумажную трубку смять, она не восстановит свою прочность даже после выправки замятых участков), если произойдет приложение ненормированной нагрузки к опоре, например, обледенение, одностороннее тяжение или наезд техники, опора - «сложится», восстанавливать будет нечего. По опыту известно, что решетчатую опору в этих же условиях можно восстановить заменив деформированные уголки опоры, ствол или траверсу.
Исходя из сказанного, преимущества многогранных опор перед решетчатыми, в условиях строительства и последующей эксплуатации ВЛ на Крайнем Севере, практически сходят на нет, а в некоторых случаях имеют явные недостатки (повышенная стоимость, меньшая несущая способность опоры, сложности со строительством надежных фундаментов в слабонесущих грунтах, повышенная опасность в эксплуатации для персонала, неоднозначная надежность при сверхнизких температурах и др.).
#18640 ()
Добрый день, уважаемые коллеги!
Узнал, что у нас в Омской области уже используются многогранные опоры. Пришлось поездить, чтобы найти таковые. Выглядят они действительно эстетично. Все остальное уже описано. Прикладываю фото.
#18670 ()